А если НКО не испытывает в своей повседневной работе даже мало-мальских проблем, решаемых с помощью органов власти, нисколько не нуждается в их поддержке, не рассчитывает на улучшение условий, в которых работает, и вообще она «сама по себе»? Если организация нигде и никак не пересекается с властью, действует в параллельной плоскости – ей-то это зачем? Затем, что всегда возможна непредвиденная ситуация, в которой пересечься – вопреки евклидовой геометрии – придется. И обнаружится, что организация играет на одном поле с совершенно незнакомыми игроками, не очень-то знает правила игры и вполне может оказаться в роли аутсайдера. Это риск для организации, потенциальная угроза ее устойчивости. Чтобы его исключить, с властью стоит поддерживать хотя бы минимальные контакты.
Горячее время
У тех НКО, которым взаимодействие с органами власти необходимо для реализации собственной миссии, сейчас самое горячее время – появились новые возможности укрепить прежние контакты и наладить новые, вывести сотрудничество на новую ступень. Государство неоднократно декларировало на самом высоком уровне, что НКО – важнейший ресурс социального развития и модернизации страны. Таким образом, задача построения эффективной коммуникации выходит на первый план для обеих сторон – и для некоммерческих организаций, и для органов власти. Однако это не означает, что перед НКО в одночасье распахнутся все двери кабинетов и приемных. Налаживание взаимодействия – сложный, кропотливый процесс, зависящий от целого ряда факторов. Мы предлагаем НКО несколько практических советов, которые помогут избежать досадных ошибок и лишних сложностей в этом непростом деле.
С чего начать?
Определить, с какой структурой – федеральной, региональной или местной – необходимо устанавливать связи для решения стоящих перед вашей организацией задач. Большинство российских НКО работают на местном или региональном уровне, соответственно, им будет полезны в первую очередь коммуникации с местными и региональными властями. Представление о том, что все вопросы у нас решаются только «сверху», справедливо, но лишь отчасти, поэтому без веских причин шагать через ступеньку не стоит. Контакты с федеральными органами власти объективно необходимы сравнительно небольшой доле некоммерческих организаций. Это НКО, работающие во всероссийском масштабе, зонтичные организации, которые поддерживают НКО по всей стране, ассоциации, союзы, объединения НКО. Кроме того, обоснованная потребность во взаимодействии с федеральными органами власти может возникнуть у организаций, которые в своей текущей деятельности столкнулись с проблемами, решаемыми только на федеральном уровне.
Выявить представителей власти, которые занимаются вашей темой. При этом необходимо учитывать, что круг поисков не ограничивается профильным ведомством или комитетом законодательного собрания. «Непрофильный» чиновник или депутат, по каким-то причинам лично интересующийся, увлеченный вашей темой и готовый к взаимодействию, может быть даже полезней «профильника», если тот, допустим, про НКО мало что знает, работать с ними принципиально не хочет и не понимает, зачем вступать с ними в диалог. Где взять такую информацию – о личной заинтересованности чиновника, его позиции в отношении НКО? Искать в Интернете, просматривать выступления представителей власти в СМИ, спрашивать у коллег по цеху.
Выходим на связь
Как выйти на связь с представителем власти? Договориться о первой встрече иногда бывает очень не просто, особенно если речь идет о высокопоставленном чиновнике. Что увеличивает шансы НКО на успех?
Использование социальных сетей. Если представитель власти имеет аккаунт в соцсетях или ведет блог, заходим на его личную страничку, смотрим записи, участвуем в дискуссиях – таким образом проявляем свою заинтересованность и компетентность. Опыт показывает: если предварительно «задружиться» с представителем власти через современные средства коммуникации, назначить первую встречу бывает значительно легче.
Репутация организации. Некоммерческим организациям, успевшим хорошо себя зарекомендовать, имеющим узнаваемый «бренд», на этом этапе выстраивания отношений все дается гораздо легче, чем остальным. Если ваша организация еще не успела громко заявить о себе, можно обратиться к авторитетным НКО, попросить их рекомендовать вас представителю власти или написать для вас письма поддержки.
Прозрачность. НКО должна быть готова продемонстрировать свои возможности, лаконично и убедительно доказать, почему представителю власти стоит иметь с ней дело. Если организация, претендующая на сотрудничество с органами власти, непрозрачна, у нее даже нет сайта в Интернете, шансы на «взаимность» резко снижаются. Составляя первое письмо представителю власти, приложите краткую справку о том, чем ваша НКО занимается, и обязательно – это правило хорошего тона – надо дать ссылки на интернет-сайт и публичный отчет.
Площадки для взаимодействия. На разных уровнях власти сегодня действуют переговорные площадки – постоянные и созданные для решения оперативных задач. Найдите площадку, на которой представители НКО и власти обсуждают вопросы, непосредственно связанные с деятельностью вашей организации, возможно, именно там состоится ваша первая встреча с представителем власти, сотрудничества с которым вы добиваетесь. Участвуйте в конкурсах, проводимых при поддержке органов власти, общественных слушаниях, региональных и местных конференциях по взаимодействию – используйте все имеющиеся возможности для личных контактов с чиновниками и депутатами, работающими в интересующей вас сфере.
Нужно ли тратить силы на пробивание стен?
Если вы неоднократно пытались договориться о встрече, испробовали разные подходы, но представитель власти на контакт не идет, задумайтесь: может быть, не стоит тратить силы на пробивание стен? Может быть, это тот самый случай скептического отношения к НКО, идущий вразрез с декларациями государства? Тогда, наверное, разумнее попробовать зайти с другой стороны, найти альтернативу: не в одном департаменте, так в другом, не на той позиции, а на этой, но рано или поздно вы найдете человека, заинтересованного в конструктивном сотрудничестве с НКО.
Первая встреча
К первой встрече с представителем власти, как, собственно, и ко всем последующим, организация должна тщательно готовиться. Вы встречаетесь с очень занятыми людьми, которые не любят, когда их время тратят на невнятные разговоры. Нужно четко сформулировать себе, чего вы хотите от представителя власти, и не уклоняться от этой цели на протяжении встречи. Кроме того, важно помнить о границах компетенции чиновника и продумать все таким образом, чтобы в ходе беседы за эти границы не выходить.
Каким позициям стоит уделить особое внимание, готовясь к первой встрече с представителем власти?
Актуальность проблемы, с которой вы пришли к представителю власти: рассчитывая на то, что он в курсе дела, тем не менее, подготовьте примеры, статистику, аналитические данные, свидетельствующие об остроте вопроса. Что-то вы успеете проговорить вслух, подробные материалы сможете оставить чиновнику, чтобы он мог ознакомиться с ними позднее.
Доказательства эффективности тех подходов, которые применяет ваша организация для решения этих проблем: покажите результаты своей работы и, если ваш опыт поддается тиражированию, обязательно расскажите об этом, поясните, как и где он может быть использован. Такая информация сейчас очень востребована в органах власти.
Поддерживаем контакты
Если вы уже решили те задачи, ради которых налаживали отношения с представителем власти, эти контакты все равно нужно поддерживать. Может быть, сейчас они не востребованы в вашей текущей деятельности, но вы не знаете, что будет через год, два, три. Приглашайте представителя власти на все свои мероприятия, даже заведомо зная, что он не придет, время от времени оповещайте о своих достижениях и другими возможными способами напоминайте о себе.
Форматы и рамки взаимодействия
Форматов взаимодействия с властью на сегодняшний день довольно много: рабочие или экспертные группы с участием представителей власти и общественности, переговорные площадки на базе административных структур и при общественных органах (региональных или местных общественных палатах, общественных советах) и т.д. О некоторых из них мы уже упоминали, а здесь остановимся лишь на одной важной тенденции.
Благодаря публичному признанию роли некоммерческих организаций в социальном развитии страны или по собственной инициативе органы власти во многих субъектах Федерации все более активно привлекают НКО, особенно экспертные, к разработке региональных документов, касающихся сектора гражданских инициатив.
Найти золотую середину, когда плотное сотрудничество с властью и основная деятельность не вытесняют друг друга, очень сложно. Поэтому встает вопрос об обозначении рамок взаимодействия. Они могут быть прописаны, например, в специальных нефинансовых соглашениях, договорах о сотрудничестве НКО с органами власти.
Как НКО работать с органами власти?
Выработать «номенклатуру» представителей власти, сотрудничество с которыми будет полезно для НКО
Чрезвычайно полезно подключать органы власти к инициативам НКО, подчеркивая высокую социальную значимость их участия. НКО, работающим на разных уровнях – местном, региональном и федеральном, необходимо выработать «номенклатуру» тех представителей власти, участие которых позволит повысить эффективность инициатив НКО, их значимость в глазах населения и СМИ.
Способствовать повышению доверия со стороны власти
На сегодняшний день фиксируется определенное недоверие представителей органов власти к НКО – ввиду не всегда полной ясности целей их деятельности. Поэтому востребованы меры, направленные на повышение уровня доверия представителей власти к некоммерческим организациям. Это может быть реализовано через создание единой системы мониторинга социальной активности некоммерческих организаций – возможно, через формирование дайджеста социально ответственных НКО, с указанием того, когда, где и кем они были реализованы.
Проявлять больше инициативы в отношениях с властью
Взаимодействие НКО с властью возможно только в том случае, если НКО занимают активную позицию, ориентированы на такое взаимодействие. Организациям следует проявлять больше инициативы. Например, вести более интенсивный мониторинг проектов, инициируемых федеральными органами власти. Возможно, полезно будет сформировать что-то вроде региональных «профессиональных гильдий» НКО, деятельность которых направлена на отслеживание реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях государственных программ, допускающих привлечение к участию некоммерческих организаций.
Предлагать свои услуги органам власти
В целях информирования органов власти о деятельности НКО полезно организовать целенаправленное, возможно в форме рассылки, информирование органов власти о том, что конкретные некоммерческие организации готовы или хотели бы поучаствовать в реализации тех или иных проектов. Поскольку органы власти практикуют привлечение НКО к разработке проектов, возможно инициативное обращение НКО к представителям органов власти – с предложением предоставить свои экспертные услуги.
Проводить мероприятия с участием представителей органов власти
Представители НКО и власти часто контактируют в рамках проведения мероприятий. Соответственно НКО нужно инициировать проведение таких мероприятий, приглашать на них представителей органов власти, предлагать им организовать те или иные мероприятия совместно.
Подготовлено на основе издания «Методические (информационные) материалы для СО НКО по взаимодействию со СМИ и органами власти» (М., 2011).
Как выстраивать отношения с властью?
Вопрос о том, как налаживать отношения с органами власти, сегодня в той или иной мере актуален для всех некоммерческих организаций. Просто не все это осознают.